Судьба - один из "файлов" нейронной сети. Часть 2. Зоны развития ребёнка.

Мой блог / Просмотр публикации

"Нашему сыну 12 лет, но он не может самостоятельно склеить модель игрушечного самолёта, собрать из конструктора машинку. Всё время просит нас помочь ему!".

С подобными жалобами хотя бы однажды сталкивался каждый психолог, семейный психотерапевт. 

В семьях, где у детей плохо развита самостоятельность, по всей видимости, не знают о зонах ближайшего и актуального развития ребёнка. 

Эти понятия ввёл в 1930-х годах педагог, психолог Л. Выготский. Он доказал, что существует связь между уровнем обучения ребенка и его психическим развитием.

Зона ближайшего развития (ЗБР) - те задачи, к которым ребёнок проявляет интерес, способен справиться, но выполняет ещё неуверенно. Здесь необходимо, чтобы взрослые помогли направить его внимание и действия в нужное русло, создали опору. И ни в коем случае не делали всю работу за малыша, а тем более не критиковали его за неумелые действия. "Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания…" Л. Выготский.

Зона ближайшего развития - это промежуточный этап в развитии, лежащий между зонами актуального и недоступного.

Зона актуального развития (ЗАР) - созревшие психические функции, умения и навыки, благодаря которым дети сами способны справиться с поставленными задачами. В рамках ЗАР помощь взрослого ребенку не требуется.

В "зоне недоступного" находятся задачи, решить которые самостоятельно малышу ещё не по силам.

Какой вред можно нанести ребёнку, если действовать в рамках ЗБР и ЗАР неверно ⇩

Чрезмерное вмешательство-помощь ребёнку, когда тот что-либо делает, чему-либо учится, постоянная критика могут навсегда отбить желание развивать самого себя.

Пример: Ребёнок лепит из пластилина "несуразных" животных. Кто-нибудь из родителей вмешивается в процесс: "Совсем не похоже на корову. Давай я сама рога слеплю?"... Рисует бабочку: "Это стрекоза, а не бабочка"... Пишет буквы криво: "Тебя за такую писанину в школе ругать будут!"...

Итог может быть следующим ⇩

1. Ребёнок не захочет продолжать занятие, а значит не получит опыт, не разовьёт навык...

2. Его психика запечатлеет негативный эмоциональный след: разочарование от процесса в целом, от участия в нём родителей.

➣ Важно выполнять дела вместе с ребёнком, но не за него.

Игнорировать просьбу о помощи также нельзя.

Пример: Ребёнок собирает мозаичное панно. Не может подобрать нужный фрагмент и обращается к отцу за помощью. Отец отмахивается: "Ты уже большой, неужели не можешь справиться с такой ерундой"... В этой ситуации, скорее всего, к мозаике тут же пропадёт интерес... 

Очень важно придерживаться "золотой середины" - не вмешиваться в процесс, если ребёнок не просит вас об этом. Если малыш не справляется сам, нервничает, злится, то предложите помощь со словами: "Давай попробуем вместе".

Для каждого ребёнка существует определённый круг дел, с которыми он способен справиться самостоятельно. За пределами круга находятся задачи, которые он пока ещё не может решить без помощи взрослых. И этот круг расширяется за счёт дел, которые он начинал выполнять самостоятельно и дел, которые раньше ему помогали выполнять родители.

Широкий круг дел, следовательно, навыков у тех детей, с которыми всё время занимаются. И узкий - у тех, кто предоставлен сам себе. 

Корректная помощь - это ресурс, потенциал для ближайшего будущего ребёнка. Сегодня он делает что-то с помощью старших членов семьи, завтра уже будет справляться с этим самостоятельно.

"Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития". Л. Выготский.

Теги: детская_психология, советы_родителям, психотерапевт_москва, зона_ближайшего_развития, зона_акутального_развития, выготский, педагогика